В поле воинВ поле воинToyota Land Cruiser 4.5 DToyota Land Cruiser 4.5 D |
Двигаясь по тестовому участку разбитой дороги, мы подъехали к самому жуткому месту с бездонными рытвинами и буграми, похожими на горы. На всех других автомобилях я всегда объезжал его по краю со скоростью черепахи, но только не в этот раз – ведь я за рулем Toyota Land Cruiser. А потому – полный вперед!
Текст: Дмитрий Зайцев
Фото: Олег Карелов
Фото: Олег Карелов
Рассуждения о красоте и изяществе неуместны в разговоре о Land Cruiser 200. Но, собственно, эти понятия нужны нашему внедорожнику, как собаке пятая нога. Он и без них себя прекрасно чувствует. Когда на тебя в зеркале заднего вида надвигается огромная глыба, о ее красоте как-то не думается – побыстрей бы освободить этому монстру дорогу. Морда кирпичом, неестественно раздувшиеся колесные арки, выпирающие фары и огромная решетка радиатора не предвещают соседям по транспортному потоку ничего хорошего.
Салон
Чтобы попасть внутрь легендарного внедорожника, сначала надо поставить ногу на высокую подножку. В Land Cruiser не садятся, а восходят, как на трон. А взошедши, располагаются по-королевски – выше всех. Ну, или почти выше всех, все-таки водители автобусов и грузовиков сидят еще дальше от земли.
Сиденье тоже напоминает трон – мягкое и плоское, почти лишенное боковой поддержки, оно не даст спине устать в долгой дороге, но в повороте не удержит. Посадка в Land Cruiser высокая не только относительно дороги, но и относительно пола, при этом сиденья водителя и переднего пассажира сдвинуты ближе к дверям, а между ними размещается широченный подлокотник. В результате возникает ощущение необъятных размеров салона – до противоположной двери не дотянешься. Вот только из-за высокой посадки потолок оказывается неожиданно близко. И если мне с ростом 180 см это проблем не доставляло, то у более рослых седоков они могут возникнуть.
Монументальный по архитектуре салон сильно простят повсеместные вставки из серебристого пластика. |
Дизайн интерьера тоже проектировался с недюжинным размахом: внушительная центральная консоль, переходящая в не меньший по размерам центральный тоннель, рулевое колесо размера XXXL и огромные дверные ручки, рассчитанные под пятерню баскетболиста. Даже кнопки регулировки температуры воздуха в салоне поражают размерами – не промахнешься даже при «скачке» по бездорожью. И эта внушительность во всем создает у седоков чувство необычайной защищенности. Кроме того, интерьер Land Cruiser очень практичен. Материалы отделки здесь подобраны не эстетства ради, а для легкости чистки, поэтому пластик здесь почти везде жесткий, не маркий. Лишь торпедо отделано пластмассой, которую при значительном усилии все же можно продавить. А вот приборы выглядят совсем не просто – их оптитронные шкалы утоплены в глубокие «колодцы» по последнему писку моды.
Сзади тоже королевский простор, только из-за низкого расположения сидений пассажиры вынуждены сидеть с задранными коленями. Зато здесь практически нет центрального тоннеля, и все три седока будут чувствовать себя вольготно. Да что там три – при желании здесь можно без проблем усесться и вчетвером! В распоряжении задних пассажиров удобные места, регулировка наклона спинок, подогрев сидений и свой собственный раздельный климат-контроль. А еще здесь есть два раскладных места в багажнике – там сможет усесться и взрослый человек, правда, комфортным такое времяпрепровождение не назовешь.
Все же багажник Land Cruiser лучше использовать по прямому назначению. Рассказывать про него особенно нечего. Достаточно лишь сообщить, что он бездонный, и только сложенные по бокам сиденья третьего ряда немного мешаются. И так, забиваем его под завязку рассадой, и прямиком на огород. Шутка. Начнем мы испытание Land Cruiser с поездки по городу.
Город
Если бы я не знал, что здесь под капотом трудится дизель, ни за что бы ни поверил – так плавно он работает. Старт с места точнее всего характеризуется словом «отчаливание», ибо Land Cruiser начинает движение, словно теплоход – незаметно и неторопливо. Задемпфированная педаль акселератора станет преимуществом на бездорожье, когда придется ювелирно дозировать подачу топлива, но и при городской езде она проблем не доставляет. А все потому, что для 4,5-литрового турбодизеля понятие «неторопливо» не означает «медленно» - крутящий момент накатывает волной, и 2,6-тонный монстр показывает неплохую прыть. Пушинкой его, конечно, не назовешь, но разгон все равно впечатляет. И автомат совсем не раздражает: он не чемпион по скорострельности, зато работает плавно и адекватно. Если перевести коробку в спортивный режим, реакции на газ чуть обострятся, а при переключении передач появятся небольшие рывки. Но, честно говоря, этот режим внедорожнику не очень подходит, да и быстрее он, по ощущениям, не становится.
На прочные пороги можно спокойно опереться в процессе посадки в автомобиль. |
Тормоза работают мягко и надежно, только о большом весе автомобиля забывать не стоит: если нажать на педаль посильнее, то чувствуется, как трудно тормозным механизмам сдерживать инерцию тяжеленного кузова.
Так получилось, что сначала мы получили автомобиль на летней резине, а в процессе тест-драйва нам поменяли покрышки на шипованную «Хаккапелитту». Благодаря этому нам удалось прочувствовать поведение внедорожника на разных типах шин. И если на летних покрышках Land Cruiser приятно удивил довольно информативным рулем вкупе с четкими для внедорожника реакциями, то на шипах его повадки заметно «размазались», заставляя водителя действовать с упреждением. Впрочем, это совершенно типично для автомобилей, изначально предназначенных месить грязь. Нетипичным же было то, как Land Cruiser себя вел на летней резине. Но, в любом случае внедорожник управляется понятно и предсказуемо, просто надо делать поправку на вес и центр тяжести.
А центр тяжести здесь заметно выше, чем у, например, Range Rover, который из-за руля Land Cruiser кажется паркетником. А кроссовер Infiniti FX, водитель которого поначалу попытался согнать меня с левого ряда, мигая дальним светом (но потом притих и незаметно проскочил справа), в зеркале заднего вида показался мне легковушкой. Высота внедорожника такова, что низкий спортивный автомобиль в заднее окно можно не увидеть вовсе, поэтому камера заднего вида здесь как нельзя кстати – без неё ненароком можно кого-нибудь и задавить.
Обзорность по бокам хороша безо всяких оговорок благодаря огромным «лопухам» зеркал. Так и едешь по улицам, свысока взирая на снующую где-то на нижнем этаже «мелюзгу», и не замечаешь, как растет у тебя чувство собственной значимости. А когда видишь, как все окружающие водители вдруг стали необычайно вежливыми (непонятно почему?), начинаешь ощущать вседозволенность. Только почему все время потеет лобовое стекло? Памятуя о такой же проблеме у Lexus RX, мы начинаем думать, что это уже не случайность, а нехорошая тенденция…
Все эти припухлости на фарах подчеркивают родство с другими моделями Toyota, но явно не к лицу брутальному Land Cruiser. |
Зато к плавности хода придраться сложно – средние неровности вызывают лишь плавные вертикальные колебания кузова, дорожной же «мелочи» типа шершавого асфальта или трещин для Land Cruiser не существует вовсе. Лишь задних пассажиров мягко подбросит на лежачем полицейском, если пройти его на скорости эдак километров 60 в час. А если быстрее? Чем быстрее, тем лучше, в том числе и для задних пассажиров. Собственно, лежачих блюстителей порядка без проблем можно проезжать и на 100 км/ч, только это уже запрещено правилами. Единственный шум в салоне – небольшой трансмиссионный гул. Шин не слышно вообще, а двигатель «проявляется» лишь при интенсивном разгоне приятным, совсем не дизельным рычанием. И, как у любого рамного автомобиля, работа подвески абсолютно бесшумна.
Шоссе
По автомагистрали Land Cruiser едет уверенно. Курсовые колебания отсутствуют даже в колее. Руль в нулевой зоне немного сопротивляется и позволяет водителю не утруждать себя коррекцией курса. Но это на летней резине. А на зимних покрышках «баранка» становится пустой и вынуждает в малых углах рулить исключительно на глаз, что немного напрягает.
Мощности при разрешенных правилами скоростях – с избытком. Турбодизельный крутящий момент исправно делает свое дело, плавно и мощно разгоняя автомобиль. А вот на запрещенных правилами скоростях начинает сказываться аэродинамика «кирпича» – ускоряется внедорожник тяжело, да и расход топлива возрастает чуть ли не вдвое.
Торможение уверенное, но с поправкой на массу, причем поправка должна быть значительной – после легкового автомобиля ошибиться в расчетах тормозного пути - пара пустяков. Зато с комфортом все в порядке. Лишь кузов несильно покачивается на волнах, да ветер ощутимо шумит на высоких скоростях. Остальных звуков нет, а неровности внедорожник просто игнорирует.
Даже при таком загрязнении кузова ручки дверей (включая заднюю) остаются чистыми! |
Второстепенные дороги
К изменениям поперечного профиля дорожного покрытия Land Cruiser безразличен на любой скорости. Если бы не пустота руля в нулевой зоне, водитель мог бы спокойно спать. Пассажиры же не напрягаются совсем – даже на коротких волнах раскачка не становится криминальной.
Если быстро ехать по извилистой дороге, внедорожник сильно кренится, пугая пассажиров, и запаздывает с реакциями, но при этом остается абсолютно предсказуемым. А уж по разбитому асфальту он едет так, как никто другой. Автомобилю совершенно безразличен размер кочек, бугров, выбоин или ям – он просто пролетает над ними, сообщая о самых крупных легкими толчками. На задних местах качает чуть больше, но работа подвески продолжает поражать абсолютной тишиной.
И только за рулем Land Cruiser я решился на безрассудный поступок, о котором написал во вступлении к этой статье. На скорости 50 км/ч внедорожник подпрыгнул на огромном бугре, пролетел над впадиной и «ухнул» всем весом на следующий бугор. На этом, собственно, можно и закончить, ибо дальше ничего интересного произошло – Land Cruiser мягко приземлился без намека на пробой. Энергоемкость подвески – танковая. Такому автомобилю и дорога не очень-то и нужна.
Движение по раскисшему грунту не проблема даже с разблокированным центральным дифференциалом – межосевой механизм Torsen отлично справляется со своей работой. Однако в условиях тяжелого бездорожья с сильной разгрузкой отдельных колес «центр» уже приходится жестко блокировать нажатием соответствующей клавиши в салоне. |
Бездорожье
Полный привод, понижающая передача и блокировка межосевого дифференциала – большинство настоящих внедорожников без проблем обходятся этим арсеналом. Но у Toyota Land Cruiser оснащение побогаче. Помимо вышеперечисленных атрибутов, здесь есть система поддержания постоянной скорости независимо от того, на подъеме, спуске или горизонтали находится автомобиль. Нажал на кнопочку и отпустил педали - внедорожник будет двигаться с выбранной скоростью – 1, 3 или 5 км/ч, только рулить не забывай. А еще здесь размыкаются стабилизаторы поперечной устойчивости, и хода подвески становятся просто умопомрачительными. Причем автомобиль делает это сам, когда передняя и задняя оси качаются в противофазе. Из других нововведений: противооткатная система и АБС с внедорожным режимом, допускающим длительную блокировку колес.
В условиях бездорожья плавная педаль акселератора и пустоватый, задемпфированный руль - то, что доктор прописал. На неровностях «баранку» не рвет из рук, и никаких ударов на нее не приходит. Внедорожник просто едет туда, куда вы его направляете. Главное, о чем не стоит забывать, это о большой массе автомобиля и длинной колесной базе – застрянет – с места уже не сдвинешь. Да при движении по грунтовке на больших скоростях неразрезной задний мост с тягой Панара скачет по неровностям, норовя уйти в занос. Но данный эффект проявляется только на пустом автомобиле. Стоит загрузить заднюю ось, и скачка прекратится.
Вердикт
Изначально предназначенный для бездорожья Land Cruiser успешно прижился и в городской среде. Он стал культовым автомобилем не только для любителей офф-роуда, но и для тех, кто никогда не съезжает с асфальта. Модель последнего поколения приумножила способности автомобиля как вездехода, улучшив при этом поведение на дорогах общего пользования. И я теперь прекрасно понимаю владельцев этого монстра, ощущающих себя королями на улицах наших городов – это Land Cruiser внушает своему хозяину чувство превосходства над окружающими. Только я им уподобляться не хочу. Даже несмотря на то, что за весь тест меня никто не подрезал.
15.12.2009
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Давайте в сказку не будем попадать.